marketing@snmash.ru
Задать вопрос
8-800-3021-565
звонок по России бесплатный
+7 (8412) 45-06-86
+7 (495) 790-93-15
+7 (843) 253-82-51
время работы:
8.00 - 17.00
Димитровград
/
Затвор или задвижка – сравнение видов запорной арматуры

Затвор или задвижка – сравнение видов запорной арматуры


Задвижка и затвор – виды запорной арматуры, применяемой на трубопроводах гражданского или промышленного назначения. И то и другое используется для одной цели – перекрытия потока. Это их общее свойство. Но есть и различия, в том числе конструкционные, которые определяют функционал изделий, а значит, и эффективность их применения в различных технологических линиях.


Как устроена задвижка

Как и стальной затвор, задвижка является запорным механизмом, но у нее есть особенность: она может регулировать интенсивность движения транспортируемого продукта плавно. Этого удается добиться, опуская на нужную высоту деталь, которая перекрывает поток, при помощи шпинделя.

Конструкция задвижки состоит из 3 основных элементов:

  • металлического корпуса с 2 концами (они закрепляются к трубам одинакового диаметра при помощи фланцев или сварочным способом);
  • 2 седел (между ними расположен запирающий элемент);
  • узла управления (представляет собой шпиндель, высота опускания которого контролируется резьбовой гайкой)

Задвижка обеспечивает отличную герметичность перекрытия среды, потому нашла широкое применение в трубопроводах небольшого диаметра. Как правило, ее используют в водопроводах и магистралях транспортировки нефти или нефтепродуктов.

Как устроен затвор

Затвор обеспечивает перекрытие транспортируемого по трубопроводу продукта. В большинстве случаев это его единственная функция. Но на современном рынке есть и модели, которые могут не только перекрывать движение, а и менять его интенсивность. В таких изделиях используется клапан, который можно выставить в промежуточное положение.

В конструкции затвора – 4 основных элемента:

  • цилиндрический корпус из металла;
  • клапан, который блокирует поток;
  • резиновое уплотнительное кольцо;
  • рычаг для изменения положения запирающего элемента.

Герметичность у изделия достаточная, чтобы использовать его в трубопроводах с большим диаметром труб. Затвор также считается приемлемым решением в системах с подачей под низким давлением. Сфера его применения представлена (но не ограничена) газопроводами, воздуховодами, системами вентиляции, теплоснабжения, пожаротушения.

По сравнению с задвижкой, затвор имеет меньший размер и вес. Это упрощает его монтаж, переустановку, замену и обслуживание. Правда, использование такой запорной арматуры затрудняет процесс очистки труб, поскольку некоторые модели затворов имеют низкий крутящий момент.

Различия в практике эксплуатации

Учитывая конструкцию большинства затворов, их применение является эффективным непосредственно в качестве запорной арматуры трубопроводной. Для регулирования интенсивности движения и расхода рабочей среды он используется в редких случаях.

Как правило, это дисковый затвор простой конструкции, принцип работы которого заключается в следующем:

  • роль запирающего элемента выполняет диск, который поворачивается вокруг своей оси;
  • при перекрытии диск располагается под прямым углом относительно потока;
  • в движение дисковый клапан приводится при помощи рычага, вынесенного за металлический корпус.

Задвижка, в свою очередь, может оснащаться запирающим элементом различной формы. Различают клиновые, параллельные, шиберные и шланговые задвижки.

На современном рынке представлены изделия, рассчитанные на предельное давление в системе до 25 МПа, и максимальную температуру рабочей среды до +500 °С. Их используют в сетях, обслуживающих энергетические объекты, нефтепроводах, газопроводах, магистралях водоснабжения.

Собственно, различия: задвижка или затвор

Так, выбирая между задвижкой или затвором, стоит понимать, прежде всего, что их ключевое различие состоит не только в исполнении, но и в механизме работы. Затвор обеспечивает герметичность за счет установки клапана (диска) перпендикулярно среде, двигая его вокруг своей оси. В задвижке запирающий элемент смещается параллельно направлению потока – слева-направо или снизу-вверх, что позволяет регулировать его промежуточные положения, снижая нагрузку на трубопровод.

Кроме того, рассматривая задвижку или затвор, нужно понимать, что у них разные показатели:

  • герметичности;
  • предельного давления;
  • скорости смены положений.

По сложности установки и обслуживания тоже есть различия, что нельзя не учитывать в сравнении, собираясь установить задвижку или затвор. Все это в совокупности определяет разные сферы эксплуатации запорной арматуры.

ЗатворЗадвижка
Что общего между ними?
Затвор и задвижка используются в качестве приспособлений для регулирования интенсивности или блокировки потока жидкостей и газов в трубопроводах
В чем разница между ними?
Основной блокирующий элемент в затворе — клапан в форме диска, вращающийся вокруг своей осиОсновной блокирующий элемент в задвижке — клапан, движущийся параллельно потоку в трубопроводе вверх-вниз или вправо-влево
Обеспечивает менее герметичную блокировку потокаОбеспечивает более герметичную блокировку потока
В меньшей степени приспособлен для установки на трубопроводы с высоким давлениемВ большей степени приспособлена для установки на трубопроводы с высоким давлением
Позволяет более оперативно полностью открыть или закрыть потокТребует больше времени на полное открытие или закрытие потока
Применяется в основном в газопроводах, тепловых, вентиляционных магистраляхПрименяется в водопроводных магистралях, нефтепроводах

Преимущества и недостатки различной запорной арматуры

Для удобства выбора между задвижкой или затвором (сравнения), сведем все их перечисленные преимущества и недостатки в общий список.

  • Затворы имеют следующие преимущества:
    • малая строительная длина и высота (простой монтаж, удобное обслуживание);
    • простая конструкция (несложный ремонт);
    • возможность эксплуатации в сетях с трубами большого диаметра.
  • Недостатки:
    • сниженная по сравнению с альтернативным изделием герметичность;
    • необходимость установки редуктора;
    • сложная механическая очистка трубопроводов;
    • диск имеет гидравлическое сопротивление.

Если выбирать, задвижку или затвор для конкретных условий эксплуатации трубопровода, рассмотреть нужно и особенности второго варианта.

  • Преимущества задвижки:
    • устойчивость к действию высокого давления и температур;
    • герметичность;
    • относительно простое устройство;
    • минимальное гидравлическое сопротивление запорного элемента, которое определяет возможность установить запорную арматуру в сетях с транспортировкой среды на высоких скоростях.
  • Недостатки задвижки:
    • сниженная скорость открытия-закрытия, если выбирать задвижки или затворы, то первые проигрывают вторым по этому показателю;
    • большая строительная высота (сложный монтаж);
    • сложный ремонт и техобслуживание.

Что лучше – затвор или задвижка?

Так, если выбирать задвижку или затвор, стоит учитывать, что вес второго изделия в несколько раз меньше веса первого. Это закладывается в проект трубопровода, потому такое преимущество имеет значение – нагрузка будет выше, если использовать первый вариант.

При этом надежность и герметичность у затвора ниже по сравнению с альтернативой, что является его недостатком. Именно эти показатели определяют ее предпочтение. К тому же второй вариант запорной арматуры служит дольше и имеет более надежное уплотнение (не рассыхается при контакте с различными транспортируемыми продуктами).

Задвижка выдерживает и давление, и высокие температуры. Наконец, в некоторых случаях (когда снижение гидравлических характеристик сети недопустимы) затвор в принципе не может использоваться.


Узнать стоимость задвижек и затворов

Расчет стоимости ресивера азота

1000 символов осталось
Добавить файлы
Запрос цены
Заказать звонок
ООО НПО Спецнефтемаш
Производство резервуарного оборудования, емкостных аппаратов и трубопроводной арматуры

RU,
ул.Стрельбищенская, д. 60,
Пенза,
440023
Телефоны: 8 (800) 3021-565 +7 (8412) 45-06-86 +7 (8412) 45-06-85 +7 (8412) 45-06-84 +7 (8412) 45-06-83 +7 (843) 253-82-51 +7 (3842) 240-237 +7 (861) 944-06-15 +7 (391) 271-73-25 +7 (495) 790-93-15 +7 (383) 263-16-72 +7 (3496) 411-096 +7 (3812) 389-469 +7 (342) 259-28-81 +7 (3462) 311-229 +7 (3452) 530-871 +7 (351) 216-65-28 +7 (4112) 241-277

https://snmash.ru/images/logo.svg

https://snmash.ru/images/logo.svg
от 3000 рублей до 2500000 рублей