Задвижка и затвор – виды запорной арматуры, применяемой на трубопроводах гражданского или промышленного назначения. И то и другое используется для одной цели – перекрытия потока. Это их общее свойство. Но есть и различия, в том числе конструкционные, которые определяют функционал изделий, а значит, и эффективность их применения в различных технологических линиях.
Каталог затворов
Как устроена задвижка
Как и стальной затвор, задвижка является запорным механизмом, но у нее есть особенность: она может регулировать интенсивность движения транспортируемого продукта плавно. Этого удается добиться, опуская на нужную высоту деталь, которая перекрывает поток, при помощи шпинделя.
Конструкция задвижки состоит из 3 основных элементов:
- металлического корпуса с 2 концами (они закрепляются к трубам одинакового диаметра при помощи фланцев или сварочным способом);
- 2 седел (между ними расположен запирающий элемент);
- узла управления (представляет собой шпиндель, высота опускания которого контролируется резьбовой гайкой)
Задвижка обеспечивает отличную герметичность перекрытия среды, потому нашла широкое применение в трубопроводах небольшого диаметра. Как правило, ее используют в водопроводах и магистралях транспортировки нефти или нефтепродуктов.
Как устроен затвор
Затвор обеспечивает перекрытие транспортируемого по трубопроводу продукта. В большинстве случаев это его единственная функция. Но на современном рынке есть и модели, которые могут не только перекрывать движение, а и менять его интенсивность. В таких изделиях используется клапан, который можно выставить в промежуточное положение.
В конструкции затвора – 4 основных элемента:
- цилиндрический корпус из металла;
- клапан, который блокирует поток;
- резиновое уплотнительное кольцо;
- рычаг для изменения положения запирающего элемента.
Герметичность у изделия достаточная, чтобы использовать его в трубопроводах с большим диаметром труб. Затвор также считается приемлемым решением в системах с подачей под низким давлением. Сфера его применения представлена (но не ограничена) газопроводами, воздуховодами, системами вентиляции, теплоснабжения, пожаротушения.
По сравнению с задвижкой, затвор имеет меньший размер и вес. Это упрощает его монтаж, переустановку, замену и обслуживание. Правда, использование такой запорной арматуры затрудняет процесс очистки труб, поскольку некоторые модели затворов имеют низкий крутящий момент.
Различия в практике эксплуатации
Учитывая конструкцию большинства затворов, их применение является эффективным непосредственно в качестве запорной арматуры трубопроводной. Для регулирования интенсивности движения и расхода рабочей среды он используется в редких случаях.
Как правило, это дисковый затвор простой конструкции, принцип работы которого заключается в следующем:
- роль запирающего элемента выполняет диск, который поворачивается вокруг своей оси;
- при перекрытии диск располагается под прямым углом относительно потока;
- в движение дисковый клапан приводится при помощи рычага, вынесенного за металлический корпус.
Задвижка, в свою очередь, может оснащаться запирающим элементом различной формы. Различают клиновые, параллельные, шиберные и шланговые задвижки.
На современном рынке представлены изделия, рассчитанные на предельное давление в системе до 25 МПа, и максимальную температуру рабочей среды до +500 °С. Их используют в сетях, обслуживающих энергетические объекты, нефтепроводах, газопроводах, магистралях водоснабжения.
Собственно, различия: задвижка или затвор
Так, выбирая между задвижкой или затвором, стоит понимать, прежде всего, что их ключевое различие состоит не только в исполнении, но и в механизме работы. Затвор обеспечивает герметичность за счет установки клапана (диска) перпендикулярно среде, двигая его вокруг своей оси. В задвижке запирающий элемент смещается параллельно направлению потока – слева-направо или снизу-вверх, что позволяет регулировать его промежуточные положения, снижая нагрузку на трубопровод.
Кроме того, рассматривая задвижку или затвор, нужно понимать, что у них разные показатели:
- герметичности;
- предельного давления;
- скорости смены положений.
По сложности установки и обслуживания тоже есть различия, что нельзя не учитывать в сравнении, собираясь установить задвижку или затвор. Все это в совокупности определяет разные сферы эксплуатации запорной арматуры.
Затвор | Задвижка |
Что общего между ними? | |
Затвор и задвижка используются в качестве приспособлений для регулирования интенсивности или блокировки потока жидкостей и газов в трубопроводах | |
В чем разница между ними? | |
Основной блокирующий элемент в затворе — клапан в форме диска, вращающийся вокруг своей оси | Основной блокирующий элемент в задвижке — клапан, движущийся параллельно потоку в трубопроводе вверх-вниз или вправо-влево |
Обеспечивает менее герметичную блокировку потока | Обеспечивает более герметичную блокировку потока |
В меньшей степени приспособлен для установки на трубопроводы с высоким давлением | В большей степени приспособлена для установки на трубопроводы с высоким давлением |
Позволяет более оперативно полностью открыть или закрыть поток | Требует больше времени на полное открытие или закрытие потока |
Применяется в основном в газопроводах, тепловых, вентиляционных магистралях | Применяется в водопроводных магистралях, нефтепроводах |
Преимущества и недостатки различной запорной арматуры
Для удобства выбора между задвижкой или затвором (сравнения), сведем все их перечисленные преимущества и недостатки в общий список.
- Затворы имеют следующие преимущества:
- малая строительная длина и высота (простой монтаж, удобное обслуживание);
- простая конструкция (несложный ремонт);
- возможность эксплуатации в сетях с трубами большого диаметра.
- Недостатки:
- сниженная по сравнению с альтернативным изделием герметичность;
- необходимость установки редуктора;
- сложная механическая очистка трубопроводов;
- диск имеет гидравлическое сопротивление.
Если выбирать, задвижку или затвор для конкретных условий эксплуатации трубопровода, рассмотреть нужно и особенности второго варианта.
- Преимущества задвижки:
- устойчивость к действию высокого давления и температур;
- герметичность;
- относительно простое устройство;
- минимальное гидравлическое сопротивление запорного элемента, которое определяет возможность установить запорную арматуру в сетях с транспортировкой среды на высоких скоростях.
- Недостатки задвижки:
- сниженная скорость открытия-закрытия, если выбирать задвижки или затворы, то первые проигрывают вторым по этому показателю;
- большая строительная высота (сложный монтаж);
- сложный ремонт и техобслуживание.
Что лучше – затвор или задвижка?
Так, если выбирать задвижку или затвор, стоит учитывать, что вес второго изделия в несколько раз меньше веса первого. Это закладывается в проект трубопровода, потому такое преимущество имеет значение – нагрузка будет выше, если использовать первый вариант.
При этом надежность и герметичность у затвора ниже по сравнению с альтернативой, что является его недостатком. Именно эти показатели определяют ее предпочтение. К тому же второй вариант запорной арматуры служит дольше и имеет более надежное уплотнение (не рассыхается при контакте с различными транспортируемыми продуктами).
Задвижка выдерживает и давление, и высокие температуры. Наконец, в некоторых случаях (когда снижение гидравлических характеристик сети недопустимы) затвор в принципе не может использоваться.