Разные устройства и компоненты, устанавливаемые в трубопроводах и предназначенные для регулировки потока рабочей среды, объединяют одним понятием — трубопроводная арматура. Затворы, краны, клапаны необходимы, чтобы в ручном или автоматическом режиме уменьшать или увеличивать проходное отверстие трубы или полностью перекрывать его, тем самым обеспечивая регулировку объема и давления транспортируемых жидкостей, газов и сыпучих веществ. Одно из запорных устройств, широко применяемых в разных индустриальных областях, — стальная клиновая задвижка.
Применение в промышленном производстве клиновых задвижек
Задвижки с клином устанавливают в трубопроводных системах, обустраиваемых на предприятиях разных отраслей промышленности:
- ЖКХ — при прокладке сетей тепло- и водоснабжения, канализации;
- химические заводы — для установки на трубопроводах, по которым транспортируют воду, газ, прочие жидкие, сыпучие и газообразные вещества;
- нефтеперерабатывающие предприятия — в качестве затворов на магистралях, по которым перекачивают жидкие и газообразные углеводороды;
- пищевая промышленность, энергетика и прочие индустриальные сектора народного хозяйства.
По назначению задвижки с клином относятся к запорным узлам. В зависимости от одного из двух положений затвора — «закрыто» и «открыто» — полностью перекрывается или, наоборот, освобождается проход для протекания рабочей среды, то есть запирающий элемент нельзя установить в промежуточное положение.
Материалы, из которых изготовлена трубопроводная арматура, и технологии производства задвижек с клином обуславливают их характеристики и область назначения.
Конструкция
Элементы клиновой задвижки:
- корпус;
- крышка;
- сальник, отвечающий за герметичность и предотвращающий пропуск рабочей среды наружу;
- клин — запирающий компонент, перекрывающий поток жидкости или газа внутри корпуса.
Перемещение запирающей детали осуществляется за счет штока, прижимающего ее к уплотнительной поверхности и поднимающего для освобождения просвета трубы. Перекрытие трубы осуществляется с обеих сторон, а значит, это запорный механизм двунаправленного действия, способный перекрыть течение в двух направлениях.
Конструкция клиновой задвижки с выдвижным шпинделем и невыдвижным
Невыдвижной и выдвижной шпиндели имеют следующие отличия:
- Невыдвижной — в обоих режимах («закрыто» и «открыто») пара болт/гайка соединения с крышкой располагается внутри штока и погружена в транспортируемую среду.
- Выдвижной шпиндель — точка соединения с крышкой расположена над нею, и ходовая гайка находится вне рабочей среды. Задвижка клиновая с выдвижным штоком причисляется к более надежным изделиям.
Принцип работы запорного элемента
Корпус изнутри оснащен седлами, устанавливаемыми под разными углами. При вращении маховика шток передает заглушке поступательное движение по направлению к седлам. Как только затвор упирается в седло, поток перекрывается. Если начать поворачивать маховик в обратную сторону, и невыдвижной, и выдвижной шпиндели отводят клин от седел и просвет трубы увеличивается. Существуют такие приводы запорно-регулирующего механизма, как ручные, электрические, гидравлические или пневматические.
Виды клиновых задвижек
Устройства классифицируют в зависимости от того, из чего состоит клиновая задвижка, какие материалы были использованы в ее изготовлении (конструкция затворного компонента, тип приводного механизма), что за технологии применялись в процессе производства.
Классификация по типу привода:
- ручная — поворот маховика, приводящего в движение шпиндель, осуществляется человеком;
- электрическая — за вращение шпинделя отвечает электродвигатель;
- пневматическая — шпиндель приводится в движение сжатым воздухом;
- гидравлическая — вращательное движение обеспечивает гидравлика.
По материалу, из которого изготавливают корпуса:
- стальная — детали из стали отличаются высокой прочностью;
- чугунная — из чугуна производят недорогие запорно-регулирующие узлы;
- латунная — из латуни и других цветных металлов выпускают комплектующие для трубопроводных систем, по которым транспортируются агрессивные вещества.
Затворные механизмы из цветного металла отличаются более высокой ценой по сравнению со стальными и чугунными и меньшей прочностью.
По методике изготовления корпуса:
- литая — по технологии литься производят любые задвижки с клином. Для чугунных устройств это единственный способ изготовления;
- комбинированные — отдельные комплектующие корпуса куют или штампуют, а затем сваривают.
По конструкции клиновой заглушки:
- цельнолитая — производится из металлической болванки, обрабатываемой с целью придания необходимой формы;
- двухдисковая — выполнена в виде двух соединенных разжимным элементом дисков, которые прижимаются к седлу;;
- упругая — такие запорно-регулирующие механизмы считают разновидностью двухдисковых с тем отличием, что диски оснащаются приводом с деформируемым пружинящим компонентом.
У каждого из типов клиновых задвижек есть свои положительные и отрицательные свойства. Последние в основном связаны с ограничением сферы применения в силу своих конструктивных особенностей.
Преимущества
Из достоинств задвижек с клином чаще всего упоминают следующие:
- простота конструкции — монтаж и ремонт таких запорных узлов такого не вызывают никаких сложностей;
- малая строительная длина;
- минимальные гидравлические потери;
- универсальность — у таких затворов широкая область применения;
- длительный эксплуатационный срок — характеристика обусловлена качеством материалов и соблюдением современной технологии производства;
- способность перекрывать поток в обоих направлениях;
- плавный ход затвора — предотвращает гидроудар и обеспечивает безопасность трубопровода.
Благодаря своим достоинствам эта трубопроводная арматура стала популярной среди специалистов, занимающихся монтажом магистральных сетей. Изделия выпускаются разных форм и с различными свойствами, могут устанавливаться в магистрали из полимерных труб.
Недостатки
Из минусов потребители отмечают ограничения в применении затворов из-за следующих свойств:
- большая строительная высота;
- долгое время открывания и закрывания;
- запрет на использование в магистральных сетях, по которым транспортируются жидкости, содержащие взвеси твердых частиц;
- повышенная амортизация при перепадах напора транспортируемой воды или газа;
- быстрый износ прокладок и уплотнений (если у модели выдвижной шпиндель, износ значительно сокращается).
Разгерметизация чаще всего связана с выходом из строя уплотнительных компонентов, которые реагируют на механические повреждения. Из-за разрушения прокладок и уплотнений начинаются течи или наступает полная потеря функциональности затвора. Меньше подвержены износу уплотнительные детали на моделях с выдвижным шпинделем, так как в них исключен контакт с агрессивными веществами.
Информация для потребителей: как купить задвижки с клином, заказать доставку, получить консультацию
Производитель металлоизделий в Димитровграду ООО "НПО "Спецнефтемаш" специализируется на изготовлении клиновых задвижек и предлагает купить их без наценки со склада. Позвоните по телефону 8-800-3021-565, чтобы заказать необходимую партию запорно-регулирующих приспособлений. Менеджер ответит на все вопросы заказчика относительно цен на продукцию, способов оформления заказа, сроков доставки по Димитровграду и в города России и СНГ. Специалисты готовы оказать помощь в подборе трубопроводной арматуры по назначению. Качество изделий гарантировано и подтверждено сертификатами соответствия.